Алексей Урманов: «Я знаю, как вести себя с ГИБДД»

Общаться с олимпийским чемпионом по фигурному катанию Алексеем Урмановым – одно удовольствие. Рассудительность, спокойствие, житейская мудрость и, в то же время, потрясающее чувство юмора – все эти качества триумфатор Лиллехаммера-94, а ныне не только фигурист, но и тренер, в очередной раз продемонстрировал во время нашего тест-драйва. На который, кстати, Алексей приехал на собственном «Пассате». Причем, как выяснилось чуть позже, выбор этот оказался не случайным.

«При чем тут телефон?»

Первый вопрос, который мы задали Алексею Урманову, расположившись в его машине, особой оригинальностью не отличался. Все по классике: «Машина – это роскошь или средство передвижения?» Ответ получили довольно любопытный:

– У нас в стране был и есть культ вещей, – начал Алексей. – Пример? Помните, когда в России только начали появляться мобильные телефоны? И их счастливые обладатели, заходя, скажем, в кафе, обязательно вынимали сотовый из кармана и клали рядом с собой на стол: вот, мол, какая у меня есть штука.

Спросите, при чем тут телефон? Да, сейчас он есть у всех – даже тех, кто водит «Запорожец» или вообще не имеет машину. Но культ машин или нечто, похожее на вышеописанную ситуацию с сотовыми, есть! Насколько я знаю, сейчас около 80% машин покупаются в кредит. И это в основном не самые простые автомобили. Для меня же машина сейчас скорее средство передвижения, нежели роскошь. Но здесь нужно внести поправку – на «Жигули» сесть я бы не хотел.

У Алексея большая семья – жена и трое детей: дочь и мальчишки-двойняшки. Так что, места в его машине по определению должно быть много. Поэтому в свое время он купил джип Grand Cherokee. Правда, потом продал. Сейчас тоже хотел бы ездить именно на джипе, но, по словам чемпиона, пока он не может позволить себе то, что хотелось бы. А покупать «абы что» Алексею не хочется.

К слову, первым автомобилем олимпийского чемпиона Лиллехаммера была наша «восьмерка», да еще и с двигателем 1.3 л. Тогда у Алексея и денег особенно не было, и водить он только-только начинал, поэтому решил, что сразу садиться на иномарку не совсем уместно. И оказался прав, потому что спустя семь месяцев он свою «восьмерку» разбил, после чего взял «девяносто девятую». И только потом появился вышеупомянутый Cherokee. А еще была Toyota Avensis, после чего Урманов и его семья пересели на Passat.

Три правила покупки автомобиля

– Долго ли я его выбирал? Знаете, меня жена все время ругает за неправильный подход к процессу покупки автомобиля. Знаю это и сам, но нехватка времени сказывается. Разумеется, правильно будет прийти, выбрать, заказать и ждать. Однако беда в том, что я не люблю ждать, а люблю сесть и поехать.

Автоанекдот от Алексея Урманова

Новый русский каждый день одной и той же дорогой ездил из пригорода в город на работу. И каждый день на одном и том же месте его останавливал один и тот же гаишник. «Новый русский» платил штраф в 150 рублей за превышение скорости и ехал дальше. И вдруг этот «новый русский» пропал. День его нет, два, 10 дней… Гаишник уже вне себя! И вот две недели спустя наконец-то появляется знакомый «Мерседес». Гаишник его останавливает и спрашивает водителя:

– Слышь, ты где все это время был?

– Я? На Карибские острова ездил отдыхать, – говорит «новый русский».

– И это на мои-то бабки!

 

После этих слов Алексей признается: Урмановыми рассматривался и Touareg, но его цена оказалась слишком «кусачей». Кредит же брать глава семьи не стал. По поводу чего честно признался, используя современный жаргон: «жаба душит»!

Так или иначе, но свой выбор Алексей все равно остановил на «Фольксвагене». Случайность?

– Нет, – заявляет Алексей. – Дело в том, что у жен семи лет был VW Bora, и рассталась мы с ним лишь в прошлом году. Так вот: за все это время никаких проблем с машиной не было, так что, по соотношению «цена-качество» Bora получилась очень приличной. «Надежному немцу» решили не изменять.

Если же говорить о покупке автомобиля как такового, то на этот счет у Алексея Урманова есть четкие правила: «Пункт первый: машина должна нравиться. Пункт второй: она должна быть по средствам. И пункт номер три – этот автомобиль должен быть в наличии», – улыбается он.

Нынешний Passat фигуриста – с автоматической коробкой передач

– Я, конечно, и сейчас могу легко перестроиться обратно «на ручку», но к хорошему привыкаешь быстро. А «автомат» – это, чего скрывать, удобно, – считает Урманов.

– Свою роль в «узнаваемости» фигуристов сыграли и телевизионные шоу с участием звезд фигурного катания и популярных артистов, – считает Урманов. По этому поводу Алексей рассказал историю, которая уже вовсю ходит среди участников шоу на обоих телеканалах.

Произошла она с актером Маратом Башаровым, выступающим в паре с Татьяной Навкой. Башаров много лет приезжал на «Мосфильм», и каждый день охранник требовал у него предъявить пропуск. А тут…

Подкатывает Марат к воротам, открывает окно, чтобы в очередной раз показать удостоверение. Охранник присматривается к нему и вдруг восклицает: «Так ты же – фигурист из «Звезд на льду»! Проезжай-проезжай…

В Скандинавии на дорогах нет наглости

От езды на автомобиле Алексей получает удовольствие. Но очень не любит стоять в пробках. «Вот когда едешь на работу в субботу или воскресенье утречком – другое дело. Или в хорошую погоду – за город. Тогда это настоящее удовольствие».

Есть у Урманова и ежегодная традиция: дальняя поездка – в Швецию, на сбор со своими подопечными из спортивной школы по фигурному катанию. Из Питера спортсмены едут до финской Вассы, там паром, затем еще 65 км – и конечный пункт: деревенька, что недалеко от города Умео. С особым уважением Урманов говорит о том, что, несмотря на скромные размеры, эта деревенька имеет не только собственный каток, но и музыкальную школу!

Спортсмены добираются до места на автобусе, а Алексей с семьей – на машине.

– За границей культура поведения на дорогах вырабатывалась годами. Кроме того, в Финляндии и Швеции более логично продуманы все развязки, светофоры, разметка и т. д. Да, нарушителей встречал и там, но в процентном отношении с нашими, конечно, не сравнить. И что самое главное, за границей на дорогах нет наглости.

У нас – свои заботы

Но у нас в стране, как известно, – свои заботы. И Алексей Урманов, как автолюбитель с опытом, естественно, следит за всем, что происходит на наших дорогах и вокруг них. В курсе он и относительно готовящегося законопроекта о резком увеличении штрафов. К подобным планам у олимпийского чемпиона – свое отношение:

– Меня такая постановка вопроса, честно говоря, убивает, поскольку это похоже на кидание из одной крайности в другую. Получается, что у нас то «ничего» – то есть пьяный за рулем может откупиться чуть ли не 500 рублями, то «смертная казнь». Говорю, конечно, образно, но если штраф за одно и то же нарушение поднять с 50 до 1500 рублей, по-другому такие вещи не назовешь: это очень жестко. С другой стороны, не исключаю, что в нашей стране по-другому нельзя, – размышляет Алексей.

Впрочем, у него есть и свой вариант решения проблемы. Например, для начала сделать компьютеризированную систему, которая учитывала бы все нарушения того или иного водителя. И денег с него брать не надо – лучше бесконечно выписывать ему квитанции, пусть даже по 100 руб. И каждый раз заносить данные об этом в компьютер. Тогда водитель не будет беспечно выбрасывать такие квитанции в ближайшую урну.

– Пока же никто ничего не фиксирует. Я как-то спросил у сотрудника ГИБДД: то, что я плачу штраф в сберкассе, хоть где-то отмечается? А он мне: «Ты что, с ума сошел? Конечно, нет!» Выходит, вся эта система у нас еще вообще не ра­ботает.

…И вот если к концу года у тебя набралось бы, скажем, 12 квитанций, после чего в почтовом ящике ты обнаружишь конвертик с письмом: «Явитесь туда-то и сдайте свое водительское удостоверение», – вот тогда народ зашевелится, а система, как мне кажется, начнет работать. Может, с этого и нужно начать, а не с полутора тысяч штрафа.

Права отняли один раз

Несмотря на довольно резкую позицию Урманова по поводу штрафов, отношения Алексея с ГИБДД можно назвать хорошими. В случае, когда фигуриста, а ныне – еще и тренера останавливают, в бутылку он не лезет и даже более того: как правило, признает свою вину.

– Не сочтите такое поведение за подхалимство, но, во-первых, без нарушения тебя редко кто останавливает; во-вторых, в таких случаях я действительно начинаю осознавать, что нарушил. И, в-третьих, когда ты признаешься, что не прав, то и сотрудник ГИБДД успокаивается, – рассказывает Урманов.

История от Алексея Урманова

– Это произошло уже достаточно давно. Был выходной, причем в самом начале зимы, однако снежок уже выпал. И вдруг звонит Лешка Ягудин (олимпийский чемпион Солт-Лейк-Сити – Прим. ред.).

А он тогда только начинал свое восхождение в большом фигурном катании. И был у него джип «Шевроле Блайзер». Смешной такой автомобиль! Так вот, Леха звонит и говорит: «Я застрял у себя на даче. Встал на горке – и вверх не подняться, и вниз задом не съехать. Выручай!». А там у него действительно очень узкая горка, и если пытаться съехать задом вниз, можно и в кювет угодить.

Ехать мне, честно говоря, не хотелось – дорога как минимум на час плюс выходной. Но Лешка говорит, что ему больше не к кому обратиться. В общем, поехал. Приезжаю; смотрю, ситуация действительно непростая. Да и у меня большого опыта нет. В итоге часа два мы по сантиметру съезжали вниз, рвали трос, были на грани того, чтобы оказаться в кювете на соседнем дачном участке, но самые страшные пару метров преодолели. Поставили Лешин автомобиль прямо, после чего он уже сам потихонечку съехал вниз.

Правда, однажды права у олимпийского чемпиона все же отняли. За то, что не отреагировал на просьбу гаишника остановиться.

– Сделал я это не специально – честное слово! Да, немного превышал в тот момент скорость: ехал примерно 75 км/ч по набережной. Погода была ужасной, и сотрудник выскочил на дорогу тогда, когда я его уже фактически проехал.

К тому же палочка у него была не светящаяся, а видимость – просто ужасная. Ну я и поехал дальше. А за мной – машина с мигалками. Остановили и, хотя я извинился и объяснил, что действительно не видел сотрудника, началось: «Ты что, слепой? Раз нас не увидел, значит, и бабушку не заметишь». При этом все попытки решить во­прос по-человечески так ни к чему и не привели. Пришлось вытаскивать права через знакомых. Закончилось, правда, все тем, что глава районного ГИБДД, отдавая мне водительское удостоверение, еще и чаем с пирогами напоил, – вспоминает Алексей.

Чаще общение Урманова с сотрудниками Дорожно-постовой службы проходит без эксцессов. Тем более, что люди в форме частенько узнают олимпийского чемпиона.

Журнал Колёса, № 110 за Декабрь 2006
Дмитрий Иванов

Сайт создан в системе uCoz