Решение олимпийского чемпиона Лиллехаммера оставить любительское фигурное катание и уйти в профессионалы вызвало противоречивые чувства.
С одной стороны, это решение казалось закономерным. После победы на Олимпиаде на российского фигуриста обрушилась череда травм и, как следствие, поражений. Он перестал быть лидером не только в сборной России, но даже в группе собственного тренера Алексея Мишина. Не попал на третьи в своей жизни Игры - в Нагано.
Тем не менее продолжал тренироваться и выступать: жгучее желание доказать самому себе и всем прочим, что он - все тот же Урманов, и держало Алексея все эти годы в любительском спорте. Но в момент, когда все травмы были залечены, и все стало потихоньку налаживаться, Урманов-таки решился на столь неожиданный для сторонних зрителей уход в профи.
В конце лета 1999 года, когда решение фигуриста было обнародовано в прессе, сам Алексей отказался от каких бы то ни было комментариев. Он по прежнему тренировался под руководством Мишина, даже уехал вместе с ним и Евгением Плющенко на сбор в Испанию. Но, вернувшись в Россию, почти сразу улетел в США, где фигуриста ждал дебют на профессиональной сцене.
Еще через месяц Урманов успешно выступил в профессиональном командном турнире в составе сборной мира против сборной Америки и вновь вернулся домой - в Санкт-Петербург. Тогда и состоялось наше интервью.
- Почему вы решили уйти в профессионалы в столь необъяснимый момент - тогда, когда этого никто на ожидал?
- Если ответить коротко, достаточно двух слов: настало время. Об уходе из любителей я начал думать давно. Но не мог решиться. И вдруг в какой-то момент понял, что созрел для этого ухода.
- Иначе говоря, окончательно осознали, что продолжать бороться с соперниками за победу, за место в команде вам уже не по силам?
- Можно сказать и так. Неприятное, конечно, ощущение, но никакой трагедии в моем решении нет.
- Когда спортсмен покидает спорт, это, как правило, влечет за собой некую депрессию. Вас она миновала?
- Повторяю, все зависит от того, как относиться к происходящему. Если как к трагедии - невольно начнешь поддаваться упадническим настроениям. В моем случае этого не произошло. Просто один род тренировок сменился другим.
- Что именно изменилось?
- Работа стала менее интенсивной, но в то же время я стал уделять гораздо больше времени постановкам. Кстати, то, что я принял решение о переходе лишь в августе, сослужило неважную службу. Практически не осталось времени на подготовку программ к профессиональному сезону. А ведь они должны быть совершенно иными, чем требуется в любительском спорте. В идеале этих программ нужно несколько - как минимум три. У меня же полностью готова лишь одна, вторая - на подходе.
- Как же вы выступали в США? Профессиональные правила требуют от фигуристов двух выходов - в технической и артистической программах. Первую я катал под грузинскую музыку, для второй взял за основу свое старое «Лебединое озеро». Есть и определенные ограничения. Например, по продолжительности каждая программа не может длиться больше пяти минут. Лучше - три. Количество прыжков в техническом выступлении может быть произвольным, а в артистической программе строго ограничено - не более трех.
Естественно, я немножко волновался, но это напряжение не идет ни в какое сравнение с тем, что испытываешь в любительском спорте.
- С кем пришлось соревноваться?
- Участников было шестеро. Филипп Канделоро, Руди Галиндо, Эрик Мийо, Вячеслав Загороднюк, Йожеф Сабовчик и я.
- Какие отзывы о вашем дебюте в профи порадовали вас больше всего или, напротив, расстроили?
- Отзывов не читал вообще - и слава Богу! Прекрасно понимаю, что выглядел не лучшим образом. Катался хорошо, но программы, мягко говоря, подкачали. А всее осознавать минусы самому, чем читать о них в прессе.
- Кто будет заниматься постановкой ваших профессиональных программ в будущем?
- Тот же самый постановщик, который помогал мне с олимпийскими композициями.
- А каковы ближайшие планы?
- На этапе «Гран-при», который пройдет в Санкт-Петербурге, буду кататься в показательных выступлениях. Очень серьезный для меня момент.
- Почему?
- К этому турниру приурочены мои официальные проводы из любительского спорта. В Питере меня любят, всегда было множество болельщиков, которые поддерживали меня даже тогда, когда у меня получалось далеко не все. Очень хочется, чтобы последнее выступление стало достойным.
- Не обидно, что вас не пригласили на официальный чемпионат мира, который пройдет в Вашингтоне?
-По этому поводу не расстраиваюсь. В декабре должен выступить в ряде показательных шоу (в том числе и в телевизионном - Брайана Бойтано), а затем - в февральских Играх доброй воли, которые теперь открыты и для профессионалов.
- Многие фигуристы-профессионалы предпочитают жить в Америке - поближе к месту работы. Вы пока не думали перебраться за океан?
- Если бы в Америке меня ждал непочатый край работы, возможно, уехал бы. Пока же гораздо больше меня ждут дома.
- Что вас больше всего привлекает в профессиональном спорте - возможность заработать или же какие-то спортивные цели?
- А с чего вы взяли, что в профессионалах зарабатывают больше, чем в любителях? Это вовсе не так. Разве что в том случае, если фигурист выступает без передышки во всех турнирах и шоу. Таких единицы. Тот же Вячеслав Загороднюк, который ушел из любителей несколько лет назад, получает одно серьезное приглашение в год. В остальное время приходится самому крутиться и искать хоть какие-то предложения. Что же касается цели… Я бы хотел чувствовать, что мои программы нравятся публике. Добиться того, чтобы получать на турнирах максимальные оценки, а не просто быть лучше соперников. Мечтаю о том, что после моего выступления зал однажды встанет…
-Прежде такого не случалось?
- Ни разу.
velena.ru, 1999