Программирование обучения способам ведения тактической борьбы в соревнованиях на основе индивидуальных особенностей юных конькобежцев 14-16 лет

Резко возросшая плотность результатов в современном конькобежном спорте свидетельствует о том, что часто целая группа спортсменов в каждом виде программы претендует на чемпионство. При этом лидеров первой десятки разделяют порой сотые доли секунды. Всё это заставляет специалистов обратить особое внимание в подготовке спортивных резервов для спорта высших спортивных достижений целенаправленному обучению тактическим умениям, способности грамотно построить ход борьбы на дистанции с учётом индивидуальных особенностей, чтобы решить исход выступления в свою пользу.

Реализация установки соразмерности тактической подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса должна опираться в обучении на возрастной энергетический потенциал юного спортсмена и учёте приоритетных механизмов энергообеспечения в соревновательной борьбе. Готовность к соревнованиям предполагает создание условий для наиболее адекватной реализации потенциальных возможностей юного спортсмена в конкретном соревновании и на конкретной дистанции конькобежного многоборья.

В подготовке спортивных резервов возраст конькобежцев 14-16 лет является оптимальным для выявления индивидуально-групповых особенностей юных спортсменов для обучения их способам ведения тактической борьбы на дистанциях. Как показали наши исследования, на этом этапе выявляются потенциальные возможности, и спортсмены уже могут овладевать способами и приёмами эффективного ведения спортивной борьбы, способностью самостоятельно и оперативно решать двигательные задачи возникающих ситуаций. Важным моментом для совершенствования тактических способностей является завершение становления функциональных систем, обеспечивающих высокую специальную работоспособность, что позволяет наиболее адекватно и эффективно применять индивидуально-групповые модели режимов тренировочных нагрузок в зависимости от физической подготовленности и адаптации организма юных спортсменов на этапе углублённой тренировки к перспективной модели соревновательной деятельности.

Изучение теоретических и методических подходов для обучения тактическим действиям конькобежцев 14-16 лет показало, что тактический действия спортсмена в соревновательной борьбе, направленные на оптимальный успех, должны строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими умениями и навыками, а также поиске и выявлению неиспользованных возможностей дальнейшего прогресса результатов. В связи с этим возникает важная задача выявления индивидуально-групповых возможностей спортсмена с точки зрения всех сторон подготовки к соревнованиям на основе системного подхода к интегральным механизмам, ответственных за управление деятельностью по всей совокупности её существенных параметров.

Функцию наивысшей интеграции деятельности человека выполняет его психика. Интегративная функция психики наиболее наглядно проявляется в самооценке и самоконтроле спортсменом своей деятельности и собственного состояния.

В кибернетическом плане тактическое действие – стремящаяся к цели поисковая система, которая среди многих возможных целей, выбирает самую благоприятную, и одновременно по ходу решения её совершенствуется. Тактическое действие обнаруживается лишь в двигательном решении задачи, то есть в преодолении дистанции.

Для двигательного решения тактической задачи на соревнованиях конькобежец прежде всего должен правильно оценить свои силы и степень тренированнотная оценка своих возможностей в ходе соревновательной борьбы предполагает обязательный учёт индивидуально-групповых особенностей юных спортсменов уже на этапе углублённой спортивной тренировки. Только при этом условии можно составить точный график движений во времени, дифференцировать длительность и последовательность движений, выполнить их с определённой скоростью и в нужном темпе.

Показателем уровня сформированности тактики бега на той или иной дистанции конькобежного многоборья является точность идеомоторных представлений спортсмена о темпо-ритмической структуре бега. На различных дистанциях пространственно-временные характеристики неодинаковы. Даже в течении бега на одной дистанции происходят заметные изменения темпа бега и силы отталкивания, о чём свидетельствует величина удельной скорости шага – частные от деления средней скорости бега на среднее количество шагов на стандартном 400-метровом круге, названные также коэффициентом мощности шага.

Барышников Ю. А., Весёлкин М. С.

Сайт создан в системе uCoz