По всей видимости, в конькобежном спорте грядут новые перемены, ведь он после долгих лет консервативности старается в последние годы идти в ногу со временем. Последнее приспособление было изобретено Крисом Бьюкером (Chris Beuker) в Гронингене. Он назвал это «лабрискейт», газеты также называли его «масляным коньком», но это не совсем верно.
Крис сказал, что несколько лет назад он видел Ринтжи Ритсму (Rintje Ritsma), накладывающего что-то на свой конёк из маленького тюбика при посредстве кисточки. Его охватило любопытство, и он постарался разузнать всё подробнее. Он нашёл ответы на свои вопросы, и вместе со старым марафонцем Эгбертом Постом (Egbert Post) провёл ряд тестов. Оказалось, что применяемая вышеуказанным способом смазка даёт эффект только на первой половине круга, что хорошо для спринтеров (Ван Велде), но совершенно бесполезно для стайеров.
В конце концов эти эксперименты привели к изобретению конька, который содержит маленький резервуар внутри трубки лезвия, который заполняется 100% растительной смазкой, которая не является маслом в полном смысле слова. Она испаряется в течении 10 минут, если будет применена внутри помещения, и в течении 20 минут при применении на свежем воздухе, а так же при действии льдоуборочной машины Zamboni. Смазка, постепенно капая из конька, смазывает лезвие на всей дистанции.
Интересно узнать об изобретателе. Он имел отношение к конькобежному спорту в прошлом, но вынужден был прекратить активные тренировки из-за проблем со спиной. Он занимался разными видами спорта сразу, чтобы преуспеть хотя бы в одном из них, но также регулярно занимался заточкой коньков (Крис Витс, Солт-Лейк Сити). Он изучал инженерию и занимался многими другими проблемами, чтобы вернуться в коньки имея конькобежный магазин в Грёнингене. Профессия инженера помогла ему создать его изобретение. «Я знаком с техникой, при помощи которой можно сделать идеально подходящие дырки в твёрдом материале, из которого изготовлена трубка лезвия конька».
Как только новость стала широко известна, Аб Крук (Ab Krook) спросил изобретателя: «Почему мы до сих пор не знаем об этом?». Бьюкер ответил, что конькобежцы применяли смазку в течении некоторого времени, в этом нет ничего нового. Он сказал нам, что, по словам Крука, «это типичный ответ человека, находящегося за пределами игровой площадки», но затем Бьюкер подробно изложил суть своего нововведения и слухи о нём начали распространяться.
Рабочий по заливке льда на Тиалфе сказал, что если это позволит конькобежцам бежать быстрее, то он готов поддержать идею, так как в любом случае это сделает соревнования более зрелищными, привлекая многочисленных зрителей. Но его вполне закономерно беспокоили последствия применения смазки на качестве льда и окружающей среде, так как ледозаливочные машины после подготовки льда сбрасывают ледяную стружку непосредственно на улицу. Но Бьюкер утверждает: «Это чисто растительная жидкость, гораздо больше оснований для беспокойства возникает в связи с применением восковой лыжной смазки в местах массового катания людей. Если люди не принимают использование этих смазок, то мы столкнёмся с тем, что происходит в отношениях Формулы-1 с машинами туристического класса, когда высококлассные конькобежцы будут связаны правилами, а спортсмены-любители будут свободны в своих действиях.
Официально конёк подобной модели не был разрешён, согласно решению Голландского суда. Но Аб Крук, а также Ард Шенк вместе с Крисом Бьюкером активно выступают за разрешение его к применению. Однако для получения официального разрешения от ISU предстоит проделать огромный объём бумажной работы. Это продукт прогресса, который ещё ни кому не удалось остановить: DPA, TVM и DSB уже имеют в арсенале эти коньки, и первым американцем начавшим использовать их был Кип Карпентер (Kip Carpenter); Эрик Заккрайссон (Eric Zacchrisson) из Грёнингена также их использует.
«Моё изобретение не обязательно должно быть дорогим, — говорит Бьюкер. — Эту систему можно установить на уже имеющиеся у вас коньки за сумму меньшую, чем приобретение новых трубок.» Александр Олтроп (Alexander Oltrop) и Иохем Ютдехааге (Jochem Uytdehaage) попросили разрешение использовать трубки новой конструкции, не применяя смазки во время официальных стартов, судья-голландец Лоу Хеккема (Louw Hekkema) подтвердил, что это разрешено, так как на отверстиях протока не имеется пробок (в случае, если смазка, вопреки правилам, присутствует в трубке, то это невозможно скрыть). Конькобежцы просят использовать эти коньки до жеребьёвки, после которой они проходили бы контроль на наличие смазки.
«Я не вижу оснований запретить кататься на коньках с отверстиями, ведь если вы хотите облегчить конёк и сделать для этого сто отверстий, то это никого не волнует. Ведь вокруг существует так много различных модификаций коньков. Почему бы в этом случае совсем не запретить использование пустых коньков на чемпионате Голландии», — заявляет Хеккема.
Он также говорит — возможно, что ISU не хочет создавать себе дополнительные проблемы в связи с контролем коньков перед стартами, и в следствии этого может запретить их использование в предстоящем Кубке Мира. Окончательное решение ещё не было принято, вопрос находится в стадии обсуждения. Но в своде законов есть правило № 276, которое не разрешает переход на коньки данного типа. Но это дело явно требует более пристального внимания.
Также есть и многие другие аспекты требующие серьёзного рассмотрения.
Например, как отразится применение смазки на качестве льда, ведь каждый конькобежец теряет не менее 3 капель на круге? И как будут действовать законы Мёрфи — не будет ли утеряна вся смазка конька сразу? Одним словом, как сохранять лёд? Если смазка Криса Бьюкера абсолютно безвредна, то не будут ли спортсмены на своё усмотрение добавлять в смазку более токсичные вещества, и как в этом случае будут складываться отношения с борцами за частоту природы?
Совет ISU должен досконально изучить этот конёк, чтобы вынести этот вопрос на обсуждение. В любом случае подождать заседания летнего конгресса ISU.
Бьюкер должен составить подробную презентационную записку и вручить её Арду Шенку (Ard Schenk) до 1 декабря, а тот, в свою очередь предоставит её на рассмотрение конгресса в Шевенингене (Scheveningen) в июле 2004 года. Приобретение патента на лабрискейты обсуждалось в течении двух лет. Крис Бьюкер имеет патент не только на конькобежный инвентарь, но и на любое спортивное оборудование, использование которого сопряжено со скольжением по льду включая бобслей, где использование системы «лабрискейт» в данный момент также запрещено.
Требовалось некоторое время, для того, чтобы выпустить данный конёк на рынок и протестировать его. Оптимальный угол отверстия в котоое вытекает смазка подбирается строго индивидуально, так как зависит от угла и способа отталкивания. Когда новинка стала широко известна и о ней узнала пресса, Криса тайно посетил семидесятилетний мужчина, живущий в окрестностях Амстердама. Он достал свой бумажник и попросил себе пару таких коньков, сказав, что он пять раз участвовал в Elfstedentocht, и думает, что если в этом году состоится ещё один, то для него будет гораздо проще пробежать на этих коньках Большой тур. Когда Бьюкер сказал, что изготовил лишь несколько пар по индивидуальным заказам, он ответил: «Не можете ли вы изготовить их и для меня тоже.» Вероятно, они найдут общий язык.
Сейчас заказы от национальных и профессиональных команд значительно увеличились, но нам кажется, что пока они не разочаровались в них, нам лучше дождаться решения ISU.
Информация с Голландского сайта gesmeerdeschaats.nl
«Что такое лабрискейт?
Лабрискейты выглядят так же, как и любые другие коньки, разница лишь в смазывающей системе, находящейся в трубке конька. Через маленькие отверстия в лезвии жидкость постоянно вытекает из под лезвия на лёд. Эти отверстия — капилярные, через которые не может проникнуть ни лёд, ни что-либо другое. Жидкость содержится в коньке, в части трубки, к которой прикрепляется лезвие. Жидкость используемая для смазки снижает трение на льду и улучшает скольжение. Лабрискейт искусственно создаёт прослойку жидкости между льдом и лезвием».
Сопротивление при скольжении, которое вам нужно свести к минимуму, и сцепление со льдом, которого вам нужно как можно больше, варьируются в зависимости от температуры льда. По идее, чем холоднее лёд, тем труднее и меньше сцепление. Вы получаете сцепление, если лезвие может немного прорезать ледяную поверхность, оставив маленький желобок. Это объясняет тот факт, что улучшить скольжение возможно при помощи маленькой прослойки между лезвием и льдом, поскольку она не вызвана каким либо давлением, а находится там всегда.
Так почему же лабрискейт работает? Это не поддаётся логике! До сих пор вопрос «сцепление или жёсткий лёд» не решён. Одним словом, несмотря на твёрдость льда плотная плёнка создаётся искусственно.
«Толщина водяной плёнки на ледяной поверхности при t=0 составляет примерно 50 молекул. Когда температура опускается, то толщина плёнки резко уменьшается. Это означает, что чем ближе температура льда к точке замерзания, тем лучше скольжение конька. С одной стороны, лёд должен быть тёплым, чтобы образовывающаяся на нём плёнка воды была как можно толще, с другой — он должен быть холодным ровно настолько, чтобы быть жёстким. В настоящее время оптимальная температура льда — 7°. Идеальным является лёд с максимальным сцеплением и низким скользящим сопротивлением. Смазка в коньке снижает сопротивление льда независимо от того, насколько он жёсткий, но это не означает, что жёсткость льда полностью теряет своё значение. Разумеется, также как и для обычных кляпов необходимы наиболее оптимальные условия. Но с лабрискейтом трение льда по сравнению с обычным коньком уменьшается. Если лёд очень жёсток, то конёк недостаточно прорезает лёд, и прослойка между лезвием и льдом очень тонкая, что мешает коньку скользить. Лабрискейт, создавая искусственную плёнку между льдом лезвием значительно снижает трение».
Одним словом, независимо от жёсткости льда применяя смазку вы уменьшаете сопротивление трения.
На состоявшемся в конце октября заседании было принято решение по этому спорному вопросу. «Применение смазок на лезвии беговых коньков в целях снижения трения не разрешено. Для накопления опыта в техническом совершенствовании конькобежного инвентаря члены ISU разрешили использовать коньки оснащённые системой “семи-кляп” или смазывающими лезвиями на национальных соревнованиях. Однако, следует заметить, что мировые рекорды, установленные на коньках данной модели, не будут официально зарегистрированы. Об этом организаторы соревнований должны будут проинформировать участников в обязательном порядке. Эти и подобные им технические достижения будут рассматриваться на конгрессе ISU в Шевенингене в июне 2004 года».
Итак, мы подошли к интересному заключению, подтверждающему то, что использование смазок на лезвии запрещено. Таким образом использование смазки на лезвии, к чему прибегали например конькобежцы TVM (в частности Ристсма и Ван Велде) на ОИ в Солт-Лейк Сити является незаконным. А значит вопрос о признании мирового достижения Ван Велде остаётся открытым, поскольку первые метры дистанции он преодолел используя смазку на лезвиях.
Принимая во внимание этот закон, мы должны убедится, что он реально работает. Сейчас ISU нашло способ контролировать это. Чтобы упростить своё применение, данный закон может быть переименован в будущем как «Применение смазки на лезвиях в конькобежном спорте», который запретит лабрискейт, но оставит в силе ныне существующею практику.
Iren Postma, «Speedskating World», ноябрь 2003 (1)
Перевод: Юлия Верескун