Для успешных занятий фигурным катанием спортсмен должен обладать разнообразными качествами — общими для всех видов спорта (настойчивость, последовательность в достижении цели, атлетизм и др.) и специальными для избранного. Для фигуриста важны хорошие конституционные данные, музыкальность, выразительность, волевой характер. Способности юного фигуриста начинают проявляться в первые же годы занятий на льду. У одних хорошо получаются обязательные фигуры, у других — шаги, третьи хорошо вращаются или отличаются танцевальностыо. Практика обучения доказала, что наиболее сложно развить у спортсмена способность к выполнению многооборотных прыжков.
Одаренность ребенка к прыжкам следует анализировать с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения высоты и длины его прыжков, способности использовать скорость, полученную при разбеге, склонности к свободным маховым движениям в толчке. Далее, исключительное значение имеет способность к вращательным движениям вокруг продольной оси тела в полете. Умение резко сгруппироваться, добиться высокой скорости вращения в полете, сохраняя при этом устойчивое положение оси вращения, — основа многооборотных прыжков. Хорошо, если оба эти качества сливаются воедино. В противном случае более перспективным следует считать фигуриста с выраженными способностями к вращению в полете. Как правило, используя специальные упражнения, легче увеличить высоту прыжка, чем развить способность к вращению в полете. Кроме того, спортсмены с выраженной одаренностью к вращательным движениям отличаются большей стабильностью навыка при выполнении многооборотных прыжков. Это качество особенно ярко проявляется во время соревнований.
В предлагаемой книге сделана попытка познакомить читателя с некоторыми положениями техники и методики обучения прыжкам, результатами анализа технв, сопоставить приемы обучения многооборотным прыжкам, которые сформировались в практике обучения фигурному катанию ведущих мировых школ, и в первую очередь советской, американской, канадской и Германской Демократической Республики.