Существующие в настоящее время комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки спортсменов в видах спорта со сложной координацией (гимнастика, акробатика, прыжки в воду) с успехом могут быть использованы фигуристами. Несомненную пользу приносят легкоатлетические упражнения. Особый интерес представляют прыжковые упражнения. Сейчас в подготовке фигуристов такие упражнения, как прыжок в длину с разбега, прыжок с места, тройной с места и с разбега, прыжок в высоту «ножницами» и «перекидной», не только органически вошли в тренировки, но и стали контрольными нормативами, отражающими уровень специальной прыжковой подготовленности фигуриста. Случается, что фигурист, неплохо выполняющий специальные прыжки, не отличается хорошими показателями в легкоатлетических прыжках. А бывает и так: фигурист показывает отличные результаты в легкоатлетических прыжках, но не способен выполнить так же хорошо прыжки на льду. Такие факты не единичны. Вот почему среди ряда специалистов существует мпение о том, что прыгучесть легкоатлетическая не связана с прыгучестью на льду.
Наблюдения за фигуристами, исследования прыжковой подготовки в условиях твердой опоры и льда позволяют утверждать, что связь такая определенно существует.
Рис. 66. Частота сердцебиений фигуриста в произвольном катании: а — во время разминки; б — во время исполнения показательной программы; в — во время исполнения произвольной программы. |
В чем же причина того, что в отдельных случаях этой связи установить не удается? Первая причина заключается в том, что прыжки в фиании выполняются в специфических условиях скольжения. Проявить прыгучесть, выработанную в занятиях во внеледо-вых условиях, можно лишь при достаточно совершенной технике отталкивания на коньках. Если техника толчка несовершенна, то увеличение усилий во время отталкивания либо не проявляется, либо вызывает утрирование основного дефекта толчка, что не только не улучшает, но ухудшает его результат. Нарушение привычного угла вылета, смещение оси вращения в полете, наклон наружу или внутрь дуги приземления, наклон назад или вперед в момент приземления — вот те ошибки, которые возникают при попытке увеличить усилие отталкивания, когда техника толчка несовершенна. Иногда эти ошибки встречаются в комплексе.