Пожалуй, нет другого вида спорта, где вопросы судейства соревнований, обсуждение их результатов возбуждали бы столь горячие дискуссии.
Чем они вызваны?
Думается, причина кроется в близости фигурного катания к искусству. Ведь почти у каждого человека есть свое, присущее именно ему отношение к музыке, театру, изобразительному искусству, есть свой актер, который, по его мнению, наиболее правдиво и жизненно изображает характеры героев, есть любимые композиторы, музыка которых наиболее близка, любимые художники, книги. Однако вряд ли кому придет в голову мысль называть любимого композитора, балерину или певца лучшими.
Несколько другая картина в фигурном катании. По уровню художественного совершенства выступления лучших фигуристов смело можно поставить в ряд с другими проявлениями искусства. Но вот основным, главным смыслом катания фигуристов является другое — достижение победы, наивысшего спортивного результата, определение, в конечном счете, победителя, чемпиона.
При этом часто фигурист, манера катания, спортивный характер, стиль, хореография, музыкальность и внешность которого кажутся зрителю наилучшими, не всегда оказывается чемпионом. Является ли это результатом низкой квалификации судей или недостаточного знания зрителем фигурного катания как вида спорта? Практика соревнований показывает, что в подавляющем большинстве случаев реакция зала требует от судей повышения оценок. С точки зрения зрителя, все вроде бы и правильно - среди участников всегда много хороших фигуристов, заслуживающих поощрения, но судьи-то ведь должны определить победителя, то есть выделить одного из всех как лучшего.
Судейство соревнований по фигурному катанию — сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания спорта, которое базируется на собственном спортивном опыте, высокоразвитом эстетическом чувстве, знании хореографии, музыкального искусства, умении сосредоточиться, принять правильное решение в условиях острой конкуренции, сложной обстановки соревнований.