Лутц. Назван по имени немецкого фигуриста Лютца. Это один из наиболее сложных и в то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается ото льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.
Рис. 47. Прыжок лутц: а — двойной; б — тройной. |
Вращательное движение в прыжке лутц может быть создано двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Оба они отчетливо видны в серии последовательных рисунков при отталкивании в прыжке двойной лутц (рис. 47). Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. И только после этого может быть начато стопорящее движение. При обратном порядке или одновременном выполнении обоих способов эффективность поворота верхней части тела значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать достаточную угловую скорость верхней части тела. Такие варианты техники толчка затрудняют выполнение вращательного движения.
Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и приводит к уменьшению высоты прыжка.
Попытки создать начальное вращение искривлением толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнитчком зубцом конька маховой ноги.