Причины, вызывающие неправильное выполнение приземления, можно условно разделить на две группы: ошибки, возникающие до касания коньком льда и после касания, т. е. в момент приземления. В первую группу входят ошибки в разбеге, толчке и полете. Ко второй группе относятся ошибки, допущенные при выполнении собственно приземления.
Поэтому при обучении приземлению очень важно дифференцировать эти группы ошибок. Несмотря на разнообразие ошибок, встречающихся при выполнении разбега, толчка и полета, их можно, суммируя, свести к следующим основным: Продольная ось тела занимает положение, при котором в момент касания льда невозможно удержать равновесие. Недостаточен поворот тела вокруг продольной оси. Высокая остаточная угловая скорость вращения тела. Малая горизонтальная скорость движения тела.
При обучении фигурист нередко к началу приземления допускает две и даже больше ошибок (например, малая горизонтальная скорость движения и высокая остаточная угловая скорость вращения тела). Очень важно в таких случаях быстро выявить причину каждой из них.
Рассмотрим возможные причины возникновения наиболее распространенных ошибок. При этом целесообразно применить структурный анализ причин и последствий ошибок: Д. Д. Донской пишет: «...если возникает где-либо ошибка, то по цепям и сетям связей она может распространиться далеко в пространстве и во времени от места ее возникновения. Получается уже не одиночная ошибка, а, как говорят, целая «цепочка». Но надо искать источник ошибки не только по «цепочке» (до ошибки), но и по «сети» (в самый момент ошибки, но в другом месте, в другом звене). Поэтому часто следует искать причину ошибки довольно далеко от места ее появления».
Рис. 36. Поступательное движение продольной оси тела в хорошо выполненном прыжке. |
Практика обучения показывает, что наибольшее количество падений при выполнении прыжков происходит потому, что продольная ось тела фигуриста к момеления оказывается в положении, при котором невозможно сохранить равновесие. Встречаются падения, вызванные нарушением равновесия в следующих направлениях: внутрь дуги приземления, наружу этой дуги, вперед, назад, а также одновременно в двух направлениях, из которых чаще приводит к падению наклон тела вперед-внутрь и назад-наружу.