Постановка конька на зубец выгодна и с точки зрения повышения надежности приземления. Зубцы, врезаясь в лед, в первый момент приземления уменьшают возможность соскальзывания конька в боковом направлении. Кроме того, проникая в толщу льда, они создают дополнительную амортизацию. Коленный и тазобедренный суставы в момент, предшествующий касанию коньком льда, несколько согнуты (160- 170°), чтобы избежать жесткого удара и предотвратить возможность травмы опорной ноги. Большое значение имеет положение опорной ноги в конце амортизации. Величины углов в суставах опорной ноги в этот момент в первую очередь зависят от высоты прыжка и уровня развития силовых качеств фигуриста. Более глубокая амортизация делает приземление более мягким. Однако чрезмерное сгибание опорной ноги затрудняет выполнение выезда. Фигурист достаточно мягко и уверенно приземляется, если в конце амортизации углы в суставах опорной ноги составляют: в коленном суставе — 95—110°, между бедром и туловищем —- 90—100°, сгибания голеностопного сустава 65—70°.
Амортизационная перегрузка
В полете тело фигуриста обладает некоторой величиной кинетической энергии. В конце амортизации величина кинетической энергии вертикального движения равна нулю. Определим приближенно среднюю величину силы, действующей на тело фигуриста в вертикальном направлении в этот момент. Назовем эту силу амортизационной перегрузкой. Величина ее может быть определена по формуле:
где т — масса тела фигуриста;
Vcy — вертикальная составляющая скорости о. ц. т. перед приземлением;
Дг/с — вертикальное перемещение о. ц. т. при амортизации; ^ам — величина амортизационной перегрузки.
Определим вертикальное перемещение о. ц. т. при амортизации. Выполняя приземление, фигурист в первый момент касается льда зубцами конька. Поэтому здесь следует учитывать переход конька с зубцов на плоскость, значительно увеличивающий величину вертикального перемещения о. ц. т. при амортизации.
Расчеты показывают, что величина амортизационной перегрузки, испытываемой фигуристом при приземлении, превышает 100 кг.
В практике встречаются приземления, выполняемые не на зубцы, а сразу на всю плоскость конька. При приземлении на плоскость конька величина амортизаегрузки увеличивается почти в два раза, что объясняется уменьшением пути амортизации.
Поэтому для обеспечения более мягкого приземления необходимо выполнять амортизацию, используя переход конька с зубцов на плоскость.