Столь трагическое название этого ныне очень распространенного и исполняемого даже юными фигуристами элемента возникло при его зарождении. Тогда он считался очень сложным и опасным. Партнер в тодесе стоял на прямых ногах, а партнерша скользила на наружном ребре с незначительным прогибом тела. Партнер держал ее двумя руками.
В настоящее время, в основном благодаря творчеству советских дуэтов, класс исполнения этих элементов значительно повысился. Появились тодесы вперед наружу, вперед внутрь, назад внутрь, в соответствии с направлением движения партнерши и ребра конька, на котором она выполняет фигуру. Наиболее весомый вклад в совершенствование техники и в разработку различных вариантов тодесов внесли Л. Белоусова и О. Протопопов.
Овладение тодесами значительно упрощается при соблюдении следующих правил. При входе в тодес партнерша должна скользить точно по следу партнера на согнутой в колене ноге, с откинутой назад головой. При исполнении собственно тодеса партнер находится в циркуле. Положение партнера — возможно более низкое, корпус прямой, голова поднята, свободная рука и рука, держащая руку партнерам, выпрямлены и находятся на одной прямой. Особое внимание следует обращать на точную фиксацию центра циркуля зубцами конька.
Опора должна осуществляться партнером главным образом на конек, скользящий на ребре. Попытка удержаться в требуемом положении посредством зубца, фиксирующего центр циркуля, совершенно недопустима. Следует избегать ранней постановки зубца на лед, так как это часто приводит к неустойчивому положению партнера и затрудняет фиксацию центра циркуля.
Движения партнерши более сложны. Положение ее тела должно отвечать трем основным требованиям. Опорное колено согнуто, чтобы пружинить во время скольжения. Спина — прогнута, а голова запрокинута назад. Плечи сильно повернуты относительно таза.
Хват рук можно выполнять как за кисть рук, так и за запястье. В тодесах вперед партнерша должна скользить на средней части конька, в тодесах назад — на передней половине, стрежно меньше задевать за лед зубцами. Окончание тодеса и выезд партнерша выполняет на том же коньке, что и всю фигуру, выпрямляя колено и опираясь на руку партнера, а партнер выходит из циркуля толчком конька, стоящего на зубце.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8