Методика обучения прыжкам

Многократное повторение элементов, входящих в произвольную композицию, и в частности прыжков, способствует образованию более устойчивых временных связей, являющихся основой для формирования двигательных навыков. Чистота и качество их выполнения являются одним из важнейших показателей совершенства исполнения всей композиции. Практика показывает, что неуверенность в одном-двух сложных прыжках нередко подавляет фигуриста, не позволяет должным образом продемонстрировать даже хорошо освоенные, относительно простые части композиции.

Совершенствование прыжков в процессе тренировки произвольной композиции сводится к вырабатыванию способности выполнить прыжок на фоне физического утомления и нервного напряжения, в определенном месте площадки и в определенный момент времени, диктуемый музыкальным сопровождением. В процессе тренировок происходит автоматизация прыжка - сложного двигательного навыка,— который позволяет фигуристу все внимание сосредоточить на эстетической, художественной стороне катания, мысленно готовиться к следующей части программы уже во время исполнения предыдущей.

Важное место в подготовке фигуриста занимает разучивание новых, более сложных прыжков. Как правило, мастера владеют всеми наиболее распространенными двойными прыжками. Усложнение их идет по пути увеличения числа оборотов. Новый, с большим числом оборотов, прыжок осваивают в соответствии с принципом систематичности и последовательности на базе более простого, с меньшим числом оборотов, выполнение которого доведено до определенного совершенства. Анализ тренировок фигуристов СССР, ГДР и США показал, что более половины времени они отводят прыжкам. Причем и в разминке, и при исполнении произвольной композиции им уделяют особое внимание. Поэтому суммарный удельный вес прыжков в тренировке можно считать еще выше.

Независимо от уровня мастерства спортсменов тренировки содержат как элементы совершенствования, так и разучивания прыжков. Поэтому различные прыжки, как сложные двигательные навыки, оказываются в различных фазах формирования, которым условно соответствуют три этапа обучения: создание представлений, разучивание и совершенствование. Другими словами, на данном конкретном этапе спортивного пути фигурист часть прыжков совершенствует, часть разучивает, а о некоторых пока получает представление.

Рассмотрим методические приемы, используемые в настоящее время в практике спортивной тренировки.

Создание представлений. Первоначальное объяснение прыжка и его показ при обучении фигуристов старших разрядов имеют некоторые особенности. К изуч-либо двойного прыжка обычно приступают, овладев соответствующим одинарным. Поэтому схема прыжка, его ритм, характер отталкивания знакомы спортсмену. Кроме того, он имеет возможность наблюдать данный прыжок в исполнении других фигуристов. Поэтому к началу разучивания картина движения в общих чертах кажется ему ясной. Таким образом, создание первоначальных общих представлений о прыжке происходит в значительной мере исподволь. На этом основании нередко при переходе к обучению более сложному прыжку не используют какиелибо дополнительные разъяснения. Перед обучающимся сразу же ставится задача попытаться выполнить прыжок с необходимым числом оборотов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

 

Сайт создан в системе uCoz