Изменение крутизны траектории движения о. ц. т. тела в прыжке.
В процессе обучения прыжкам часто бывает необходимо изменять угол вылета, так как крутизна траектории о. ц. т. тела существенно влияет на качество прыжка. В одних случаях траекторию нужно сделать более крутой, в других — более пологой. Наиболее эффективным способом изменения крутизны траектории является ослабление или усиление стопорящего движения. Усиление взаимодействия конька со льдом во время стопора увеличивает угол вылета, ослабление — уменьшает его.
В прыжках аксель стопорящий эффект в значительной степени зависит от угла поворота конька толчковой ноги по отношению к направлению движения. Чем больше поворот конька, тем при прочих равных условиях больше стопорящий эффект. Угол поворота конька, в свою очередь, может быть увеличен или уменьшен изменением направления маховых движений в горизонтальной плоскости. Круговой мах увеличивает угол поворота конька, прямолинейный — уменьшает его. Таким образом, влияя на угол поворота конька, можно регулировать характер траектории движения о. ц. т. тела в полете. Крутизну ее можно изменить также изменяя направление маховых движений в вертикальной плоскости. Окончание маха рук и свободной ноги в положении близком к горизонтальному способствует увеличению угла вылета, а задержка движения маховых звеньев в более низком положении уменьшает угол вылета.
Эффективно влияет на угол вылета величина горизонтальной скорости тела, полученная при разбеге. Увеличение скорости разбега, как правило, уменьшает угол вылета и наоборот.
Группировка и разгруппировка. Положение звеньев тела перед группировкой и в группировке определяет качество выполнения этого движения. Положение звеньев тела перед группировкой зависит от маховых движений. Положение тела в группировке определяется движениями в полете.
Обучение группировке целесообразно начинать с имитационных упражнений в зале. Из положения, соответствующего конечной фазе маховых движений в дан фигурист, стоя на полу, выполняет группировку. Весьма важно в этом упражнении положение рук и ног. Встречаются различные варианты положения рук в группировке. Оптимальной является группировка рук, заимствованная из хореографии и используемая балетными танцовщиками в прыжках и вращениях. Этот способ отвечает двум главным требованиям, предъявляемым к прыжкам: с одной стороны, обеспечивает малый момент инерции тела относительно оси вращения, с другой — красивое положение тела в полете (рис. 32).