Существует серия весьма эффективных упражнений на льду. Это имитация группировки и вращения без отрыва от поверхности льда. В соответствии со способом отталкивания фигурист имитирует толчок, не отрываясь от поверхности льда, и выполняет группировку, вращаясь на льду. На первом этапе число оборотов может достигать 4—5, в дальнейшем это число должно соответствовать числу оборотов тренируемого прыжка: для двойного прыжка - 2 оборота, для тройного — 3 и т. д. Во время вращения на льду фигурист принимает рекомендованное положение группировки (см. рис. 31).
Эффективно обучение группировке с помощью страховочного устройства - лонжи (рис. 34). Страховочный конец тонкого троса крепится к поясу, после чего фигурист выполняет прыжки, а страхующий поддерживает его. Время полета здесь можно увеличивать до 2—3 сек. Увеличение времени полета, отсутствие страха перед падением позволяют фигуристам четко принимать в полете нужную позу, значительно лучше осознать положение звеньев тела в группировке. С помощью лонжи целесообразно исправлять дефекты осанки, неправильные положения рук и ног. Опыт показал, что техника группировки и разгруппировки улучшается уже после пяти-шести 15-минутных занятий с лонжей. Особенно полезны упражнения с лонжей фигуристам, недостаточно плотно группирующимся в полете.
Рис. 34. Обучение движениям в полете с помощью лонжи. |
Можно рекомендовать также прыжки в воду с трамплина и прыжки на батуте для отработки и совершенствования техники группировки. Двукратный чемпион мира Тим Вуд (США) отлично владел техникой прыжков на батуте и мог выполнять на нем вращения, характерные для прыжков фигурного катания. Его опыт используют многие фигуристы США.
Использование лонжи, прыжков в воду и на батуте повышает координационные возможности фигуристов, делает процесс обучения более разносторонним и интересным для спортсменов.
Качество приземления в значительной степени определяется угловой скоростью вращения тела в момент касания льда. Поэтому при обучении разгруппиров обращать особое внимание на величину остаточной угловой скорости вращения. Ее величина в начальный момент приземления в прыжках в 1,5 и 2 оборота не должна превышать 1,2—1,6 об/сек. Чтобы уменьшить остаточную угловую скорость вращения тела, необходимо своевременно выполнить разгруп-пировку. Практика показывает, что наибольшее количество неудач при выполнении многооборотных прыжков вызвано не только ошибками в толчке, но и несовершенной разгруппиров-кой. Для достижения нужной величины скорости остаточного вращения разгруппировка должна начаться не позднее чем за 0,2— 0,1 сек до касания льда.