Рассмотренные прыжки объединяет общий признак — многообо-ротность. При разучивании или совершенствовании отдельной части их выполняют и с небольшим углом поворота в полете: в один и даже в половину оборота. Однако название обусловлено конечной целью: стремлением совершить прыжок с максимальным для данного этапа обучения фигуриста числом оборотов. Именно поэтому главным при изучении этой группы прыжков является возможность увеличения числа оборотов.
Каковы же пути увеличения числа оборотов в прыжке? При переходе от одинарного прыжка к двойному тренер, как правило, советует своему ученику: сгруппируйся плотнее. И обычно этого указания оказывается достаточно - рано или поздно, но фигурист овладевает двойным прыжком. Какие же рекомендации дать ему при овладении тройным прыжком?
В чем главное различие между двойными прыжками, овладение которыми в настоящее время не представляет серьезной трудности, и тройными, обучение которым - длительный, трудоемкий процесс?
Как относиться к рекомендации: «тройной - это тот же двойной, только надо подержать группировку подольше», рекомендации, которая базируется на опыте, вполне оправдавшем себя во времена двойных прыжков: «Двойной - это тот же одинарный, только...»?
Сравним параметры движений в двойных и тройных прыжках (табл. 4). Анализ прыжков фигуристов высокой квалификации показывает, что скорость разбега, длина прыжка, время и высота полета, угол вылета у каждого исполнителя в двойных и тройных прыжках одного названия приблизительно одинаковы. Они характеризуют поступательный компонент движения тела в прыжке. Поэтому указание «тройной - это тот же двойной» можно считать правильным и методически целесообразным. Но этого недостаточно, чтобы овладеть многооборотными прыжками.
Таблица 4. Параметры двойных и тройных прыжков.
Действительно, если в тройном прыжке параметры поступательного движения аналогичны, то за счет чего же достигается увеличение числа оборотов?
Осит число оборотов, которое можно выполнить в прыжке? Угол поворота тела в прыжке относительно продольной оси (φ) определяется произведением средней угловой скорости вращения (ωср) и времени полета (t). Угол поворота в полете может быть выражен через максимальную угловую скорость вращения (ωmах) введением коэффициента скорости группировки (ξ), который равен отношению средней угловой скорости к максимальной:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9