Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, такие шаги включаются в различные комбинации для более точного и детального отражения характерных музыкальных фраз.
Наряду с требованиями хорошей осанки, общими для всех шагов, к шагам на зубцах предъявляются специфические требования. Они выполняются слитно, на почти выпрямленных ногах, так, чтобы вертикальные перемещения тела не были заметны. Переступания на зубцах должны выполняться настолько быстро, чтобы не допустить потери скорости. По характеру рисунка, оставляемого на льду, можно различить три основные группы шагов: по прямой, по кругу и серпантин. «Серпантин» — комбинация шагов, состоящих из крутых дуг, имеющая извилистый рисунок. Использование в программе шагов различного рисунка делает ее более разнообразной. Например, описанные выше троечные шаги при последовательном исполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно в разные стороны, образуют «серпантин». Шаг крюком назад наружу, неоднократно повторенный, образует комбинацию шагов по прямой.
Общая картина перемещения фигуриста по площадке во время исполнения произвольной программы обычно бывает весьма замысловатой. На рисунке на стр. приведена схема перемещения чемпиона мира Тима Вуда в первой половине пятиминутной произвольной программы на чемпионате мира 1970 года в городе Любляне (Югославия). Общая длина следов составила около 1600 метров. Отсюда ярко видна важность уверенного экономичного скольжения, необходимость овладения шагами различной формы, умения кататься на крутых дугах, хорошо используя широкие возможности фигурных коньков.
Последние исследования в области затрат энергии фигуристом говорят о том, что большая часть энергии идет именно на разбеги и шаги, а не на прыжки и вращения. Именно поэтому техника произвольного катания должна совершенствоваться через детальное овладение всеми способами скольжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25